рабочая-программа-по-музыке-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка
является
неотъемлемой
частью
культурного
наследия,
универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления
личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и
естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного
человека и общества. В содержании программы по музыке представлены
различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная
музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение,
игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального
движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное
освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых
особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с
некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание
музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические
потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний,
отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения является уникальным психологическим механизмом для
формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным
путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является
отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как
доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе
традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного
восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная
осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как
широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому
искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых
особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной
культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого
человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего
образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев
жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов,
приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными
и
регулятивными
универсальными
учебными
действиями,
развитие
ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования, введение обучающегося в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание
(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных
инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное
моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;

расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а
также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный
принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных
часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет
существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и
внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов,
работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае
количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт
внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим
направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация
вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с
организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями
культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие
союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах,
концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное

искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной
культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1 «Народная музыка России»

Модуль № 2 «Классическая музыка»

Данный модуль является одним из
наиболее
значимых.
Цели
воспитания
национальной и гражданской идентичности, а
также принцип «вхождения в музыку от
родного порога» предполагают, что отправной
точкой для освоения всего богатства и
разнообразия
музыки
должна
быть
музыкальная культура родного края, своего
народа, других народов нашей страны.
Необходимо
обеспечить
глубокое
и
содержательное
освоение
основ
традиционного фольклора, отталкиваясь в
первую очередь от материнского и детского
фольклора,
календарных
обрядов
и
праздников. Особое внимание необходимо
уделить подлинному, аутентичному звучанию
народной музыки, научить детей отличать
настоящую народную музыку от эстрадных
шоу-программ,
эксплуатирующих
фольклорный колорит.
Край, в котором ты живёшь
Русский фольклор
Русские
народные
музыкальные
инструменты
Сказки, мифы и легенды
Жанры музыкального фольклора
Народные праздники
Первые артисты, народный театр
Фольклор народов России
Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов
.

Данный модуль является одним из
важнейших. Шедевры мировой музыкальной
классики
составляют
золотой
фонд
музыкальной
культуры.
Проверенные
временем
образцы
камерных
и
симфонических
сочинений
позволяют
раскрыть перед обучающимися богатую
палитру мыслей и чувств, воплощённую в
звуках музыкальным гением великих
композиторов, воспитывать их музыкальный
вкус
на
подлинно
художественных
произведениях.
Композитор – исполнитель – слушатель
Композиторы – детям
Оркестр
Музыкальные инструменты. Фортепиано
Музыкальные инструменты. Флейта
Музыкальные инструменты. Скрипка,
виолончель
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
Программная музыка
Симфоническая музыка
Русские композиторы-классики
Европейские композиторы-классики
Мастерство исполнителя

Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля
сосредоточено
вокруг
рефлексивного
исследования обучающимися психологической
связи музыкального искусства и внутреннего
мира человека. Основным результатом его
освоения является развитие эмоционального
интеллекта обучающихся, расширение спектра

Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Данный
модуль
является
продолжением и дополнением модуля
«Народная
музыка
России».
«Между
музыкой моего народа и музыкой других
народов нет непереходимых границ» – тезис,
выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй
половине ХХ века, остаётся по-прежнему

переживаемых чувств и их оттенков, актуальным. Интонационная и жанровая
осознание собственных душевных движений, близость фольклора разных народов.
способность к сопереживанию как при Певец своего народа
восприятии произведений искусства, так и в Музыка стран ближнего зарубежья
непосредственном общении
с другими
Музыка стран дальнего зарубежья
людьми. Формы бытования музыки, типичный Диалог культур
комплекс
выразительных
средств
музыкальных
жанров
выступают
как
обобщённые
жизненные
ситуации,
порождающие
различные
чувства
и
настроения. Сверхзадача модуля – воспитание
чувства прекрасного, пробуждение и развитие
эстетических потребностей.
Красота и вдохновение
Музыкальные пейзажи
Музыкальные портреты
Какой же праздник без музыки?
Танцы, игры и веселье
Музыка на войне, музыка о войне
Главный музыкальный символ
Искусство времени
Модуль № 5 «Духовная музыка»
Музыкальная культура России на протяжении
нескольких столетий была представлена
тремя главными направлениями – музыкой
народной, духовной и светской. В рамках
религиозной культуры были созданы
подлинные шедевры музыкального искусства.
Изучение данного модуля поддерживает
баланс, позволяет в рамках календарнотематического планирования представить
обучающимся максимально широкую сферу
бытования музыкального искусства. Однако
знакомство с отдельными произведениями,
шедеврами духовной музыки возможно и в
рамках изучения других модулей.
Звучание храма
Песни верующих
Инструментальная музыка в церкви
Искусство Русской православной церкви
Религиозные праздники

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно
переплетается с модулем «Классическая
музыка», может стыковаться по ряду
произведений с модулями «Современная
музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни
человека» (музыкальные портреты). Для
данного
модуля
особенно
актуально
сочетание различных видов урочной и
внеурочной
деятельности,
таких
как
театрализованные
постановки
силами
обучающихся,
посещение
музыкальных
театров, коллективный просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Театр оперы и балета
Балет. Хореография – искусство танца
Опера. Главные герои и номера оперного
спектакля
Сюжет музыкального спектакля
Оперетта, мюзикл
Кто создаёт музыкальный спектакль?
Патриотическая и народная тема в
театре и кино

Модуль № 7 «Современная музыкальная
культура»
Наряду
с
важнейшими
сферами
музыкальной культуры (музыка народная,
духовная и светская), сформировавшимися в
прошлые столетия, правомерно выделить в
отдельный пласт современную музыку.
Объективной сложностью в данном случае
является вычленение явлений, персоналий и
произведений,
действительно
достойных
внимания, тех, которые не забудутся через
несколько лет как случайное веяние моды. В
понятие «современная музыка» входит
широкий круг явлений (от академического
авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа),
для
восприятия
которых
требуется
специфический и разнообразный музыкальный
опыт. Поэтому на уровне начального общего
образования необходимо заложить основы для
последующего
развития
в
данном
направлении. Помимо указанных в модуле
тематических блоков, существенным вкладом
в такую подготовку является разучивание и
исполнение песен современных композиторов,
написанных
современным
музыкальным
языком. При этом необходимо удерживать
баланс между современностью песни и её
доступностью
детскому
восприятию,
соблюдать критерии отбора материала с
учётом требований художественного вкуса,
эстетичного вокально-хорового звучания.
Современные обработки классической
музыки
Исполнители современной музыки
Электронные музыкальные инструменты

Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Данный
модуль
является
вспомогательным и не может изучаться в
отрыве от других модулей. Освоение
музыкальной грамоты не является самоцелью
и всегда подчиняется задачам освоения
исполнительского,
в
первую
очередь
певческого репертуара, а также задачам
воспитания
грамотного
слушателя.
Распределение ключевых тем модуля в
рамках
календарно-тематического
планирования возможно по арочному
принципу либо на регулярной основе по 5–10
минут на каждом уроке. Новые понятия и
навыки после их освоения не исключаются
из учебной деятельности, а используются в
качестве актуального знания, практического
багажа при организации работы над
следующим музыкальным материалом.
Весь мир звучит
Звукоряд
Интонация
Ритм Размер
Ритмический рисунок
Музыкальный язык
Высота звуков
Мелодия
Сопровождение
Песня
Пентатоника
Ноты в разных октавах
Дополнительные обозначения в нотах
Ритмические рисунки в размере 6/8
Тональность. Гамма
Интервалы Гармония
Музыкальная форма
Вариации Лад

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
2) в области духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3) в области эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4) в области научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
5) в области физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;
бережное
отношение
к
физиологическим
системам
организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
6) в области трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7) в области экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные
действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные
регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры,
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального
звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального
языка, произведения, исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть универсальных познавательных
учебных действий:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной
деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными
объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного
моделирования,
звукового
эксперимента,
классификации,
сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по
предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть
универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться
понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении.
2) вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповойи
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных
действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным
искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу
своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную
музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к
игре на доступных музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им
нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России

1.1

Край, в котором
ты живёшь:
русские народные
песни «Выходили
красны девицы»,
«Вдоль да по
речке»,
«Солдатушки,
бравы
ребятушки»;
Е.П.Крылатов,
Ю.С.Энтин
«Лесной олень»

1

1.2

Первые артисты,
народный театр:
И.Ф.
Стравинский
балет
«Петрушка»;
русская народная
песня
«Скоморошьяплясовая»,
фрагменты из
оперы «Князь
Игорь» А.П.
Бородина;
фрагменты из
оперы «Садко»
Н.А. РимскогоКорсакова

1

1.3

Русские народные
музыкальные
инструменты:
П.И. Чайковский
пьесы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

«Камаринская»
«Мужик на
гармонике
играет»; «Пляска
скоморохов» из
оперы
«Снегурочка»
Н.А. РимскогоКорсакова

1.4

Жанры
музыкального
фольклора:
русская народная
песня «Выходили
красны девицы»;
«Вариации на
Камаринскую»

1.5

Фольклор
народов России:
Якутские
народные
мелодии «Призыв
весны»,
«Якутский танец»

1

1.6

Фольклор в
творчестве
профессиональны
х музыкантов:
С.В. Рахманинов
1-я часть
Концерта №3 для
фортепиано с
оркестром; П.И.
Чайковский песни
«Девицы,
красавицы», «Уж
как по мосту, по
мосточку» из
оперы «Евгений
Онегин»; Г.В.
Свиридов
Кантата «Курские
песни»; С.С.
Прокофьев
кантата
«Александр

2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Невский»
Итого по разделу

7

Раздел 2. Классическая музыка

2.1

Композиторы –
детям: П.И.
Чайковский
«Сладкая греза»,
из Детского
альбома, Д.Д.
Шостакович
Вальс-шутка;
песни из фильмамюзикла «Мэри
Поппинс, до
свидания»

2.2

Оркестр: И.
Гайдн Анданте из
симфонии № 94;
Л. ван Бетховен
Маршевая тема из
финала Пятой
симфонии

1

2.3

Вокальная
музыка: С.С.
Прокофьев, стихи
А. Барто
«Болтунья»; М.И.
Глинка, стихи Н.
Кукольника
«Попутная песня»

1

2.4

Инструментальна
я музыка: П.И.
Чайковский
«Мама», «Игра в
лошадки» из
Детского
альбома, С.С.
Прокофьев
«Раскаяние» из
Детской музыки

2.5

Программная
музыка: Н.А.
РимскийКорсаков

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Симфоническая
сюита
«Шехеразада»
(фрагменты)

2.6

Симфоническая
музыка: М.И.
Глинка.
«Арагонская
хота», П.
Чайковский
Скерцо из 4-й
симфонии

1

2.7

Русские
композиторыклассики: П.И.
Чайковский
«Танец феи
Драже», «Вальс
цветов» из балета
«Щелкунчик»

1

2.8

Европейские
композиторыклассики: Ж. Бизе
«Арлезианка» (1
сюита: Прелюдия,
Менуэт,
Перезвон, 2
сюита: Фарандола
– фрагменты)

2.9

Мастерство
исполнителя:
Скерцо из
«Богатырской»
симфонии
А.П.Бородина

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

9

Раздел 3. Музыка в жизни человека

3.1

Искусство
времени: Н.
Паганини
«Вечное
движение», И.
Штраус «Вечное
движение», М.

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Глинка
«Попутная
песня», Э.
Артемьев
«Полет» из к/ф
«Родня»;
Е.П.Крылатов и
Ю.С.Энтин
«Прекрасное
далеко»
Итого по разделу

1

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Музыка стран
ближнего
зарубежья: песни
и плясовые
наигрыши
народных
музыкантовсказителей
(акыны, ашуги,
бакши и др.); К.
Караев
Колыбельная и
танец из балета
«Тропою грома».
И. Лученок, М.
Ясень «Майский
вальс».
А.Пахмутова,
Н.Добронравов
«Беловежская
пуща» в
исполнении ВИА
«Песняры»

1.2

Музыка стран
дальнего
зарубежья:
норвежская
народная песня
«Волшебный
смычок»;
А.Дворжак
Славянский танец

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

№ 2 ми-минор,
Юмореска.
Б.Сметана
Симфоническая
поэма «Влтава»
Итого по разделу

4

Раздел 2. Духовная музыка

2.1

Религиозные
праздники:
пасхальная песня
«Не шум шумит»,
фрагмент финала
«Светлый
праздник» из
сюиты-фантазии
С.В. Рахманинова

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

1

Раздел 3. Музыка театра и кино

3.1

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране:
«Морозко» –
музыкальный
фильм-сказка
музыка Н.
Будашкина; С.
Никитин «Это
очень интересно»,
«Пони», «Сказка
по лесу идет»,
«Резиновый
ёжик»; Г.В.
Свиридов сюита
«Музыкальные
иллюстрации»

1

3.2

Театр оперы и
балета: Сцена
народных
гуляний из
второго действия
оперы Н.А.
РимскогоКорсакова
«Сказание о

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

невидимом граде
Китеже и деве
Февронии»

3.3

Балет: А.
Хачатурян. Балет
«Гаянэ»
(фрагменты); Р.
Щедрин Балет
«Конекгорбунок»,
фрагменты:
«Девичий
хоровод»,
«Русская
кадриль»,
«Золотые рыбки»,
«Ночь» и др.

3.4

Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля: оперы
«Садко», «Борис
Годунов»,
«Сказка о царе
Салтане» Н.А.
РимскогоКорсакова

2

3.5

Патриотическая и
народная тема в
театре и кино:
П.И. Чайковский
Торжественная
увертюра «1812
год»; Ария
Кутузова из
оперы
С.С.Прокофьева
«Война и мир»;
попурри на темы
песен военных
лет

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

7

Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1

Современные
обработки

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea

классической
музыки: В.А.
Моцарт
«Колыбельная»;
А. Вивальди
«Летняя гроза» в
современной
обработке; Ф.
Шуберт «Аве
Мария» в
современной
обработке; Поль
Мориа «Фигаро»

4.2

Джаз: Дж.
Гершвин «Летнее
время»,
Д.Эллингтон
«Караван».
Г.Миллер
«Серенада
лунного света»,
«Чаттануга ЧуЧу»

Итого по разделу

4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

3

Раздел 5. Музыкальная грамота

5.1

Интонация:
С.В.Рахманинов.
«Сирень»;
Р.Щедрин.
Концерт для
оркестра
«Озорные
частушки»

5.2

Музыкальный
язык: Я.
Сибелиус
«Грустный
вальс»; К. Орф
«О, Фортуна!» (№
1) из кантаты
«Кармина
Бурана»; Л.
Андерсон «Пьеса
для пишущей
машинки с

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f412ea
4

оркестром»
Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов

Домашнее
задание

1

Край, в котором ты живёшь

2

Первые артисты, народный
театр

1

С.16-19

3

Русские народные музыкальные
инструменты

1

С.20-23

4

Жанры музыкального
фольклора

1

С.24-26

5

Фольклор народов России

1

С.27-29

6

Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов

1

С.30-32

7

Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов

1

С.33-35

8

Композиторы – детям

1

С.36-38

1

С.6-15

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

05.09.2024
12.09.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
e99484

19.09.2024
26.09.2024
03.10. 2024
10.10. 2024
17.10. 2024
24.10. 2024

Библиотека ЦОК
9

Оркестр

1

С.39-41

10

Вокальная музыка

1

С.42-44

14.11.2024

11

Инструментальная музыка

1

С.4-47

21.11.2024

12

Программная музыка

1

С.48-50

28.11.2024

13

Симфоническая музыка

1

С.51-53

14

Русские композиторы-классики

1

С.54-56

15

Европейские композиторыклассики

1

С.57-59

16

Мастерство исполнителя

1

С.60-62

07.11.2024

05.12.2024

https://m.edsoo.ru/f5
e98bb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
e942cc

12.12.2024
19.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
e99ad8

26.12.2024

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5
e98962

17

Искусство времени

1

С.63-65

18

Музыка стран ближнего
зарубежья

1

С.66-68

19

Музыка стран ближнего
зарубежья

1

С.69-71

20

Музыка стран дальнего
зарубежья

1

С.72-74

21

Музыка стран дальнего
зарубежья

1

С.75-77

22

Религиозные праздники

1

С.78-80

09.01.2025
16.01.2025
23.01.2025
30.01.2025

06.02.2025
13.02.2025
20.02.2025

23

Музыкальная сказка на сцене,
на экране

1

С.81-85

24

Театр оперы и балета

1

С.86-90

25

Балет

1

С.91-93

26

Балет

1

С.94-96

27

Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля

1

28

https://m.edsoo.ru/f5
e93f52
https://m.edsoo.ru/f5
e96e50
27.02.2025
06.03.2025
13.03.2025
20.03.2025

С.97-100

Библиотека ЦОК

29

Патриотическая и народная
тема в театре и кино

1

С.101-110

30

Современные обработки
классической музыки

1

С.111-116

31

Современные обработки
классической музыки

1

С.117-118

03.04.2025

Джаз

1

17.04.2025

С.119

Интонация

1

С.120

34

Музыкальный язык

1

С.121

34

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
e95050

15.05.2025

33

https://m.edsoo.ru/f5
e98d86

10.04.2025

24.04.2025

32

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
e9a154

22.05.2025

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Затямина, Т.А. Современный урок музыки / Т.А.Затямина. – М.: Глобус, 2018.
Курушина, Т.А. Музыка. 1 – 6 классы: творческое развитие учащихся.
Конспекты уроков / Т.А.Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое
пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный
ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:
http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html
3.Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
4. Наглядные пособия.
1.Портреты композиторов.
2.Альбомы с демонстрационным материалом.
3.Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров
мировой музыкальной культуры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».