Рабочая программа по окружающему миру 1а класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,

оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать
зависимость изменений в живой природе от состояния неживой
природы;
 приводить примеры представителей разных групп животных (звери,
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность
представителей одной группы (в пределах изученного);
 приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме
– текста, иллюстраций, видео, таблицы;
 соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его
названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на
вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к
разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название
страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
 соотносить
предметы декоративно-прикладного искусства с
принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному
плану;

описывать по предложенному плану время года, передавать в
рассказе своё отношение к природным явлениям;
 сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами
здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов);
 оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и
улицах другими детьми, выполнять самооценку;
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения
режима дня, организации учебной работы; нарушения правил
дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми
приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 соблюдать
правила общения в совместной деятельности:
договариваться, справедливо распределять работу, определять
нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять
возникающие конфликты.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;


корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
 воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
страны;
 приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий;



















различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и
домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе
вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во
время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых
экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Школа. Школьная
жизнь.

3

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

1.2

Семья.
Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.

2

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

1.3

Россия - наша Родина.

11

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

Итого по разделу

16

Раздел 2. Человек и природа

2.1

Природа - среда
обитания человека.
Взаимосвязи между
человеком и природой.

13

1

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

2.2

Растительный мир.
Растения ближайшего
окружения.

9

1

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

2.3

Мир животных. Разные
группы животных.

15

Итого по разделу

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

37

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Режим дня школьника.

3

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

3.2

Безопасность в быту,
безопасность пешехода,
безопасность в сети
Интернет

4

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

https://uchi.ru

0

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

1

Мы – школьники. Адрес
школы. Знакомство со
школьными
помещениями

2

Наша страна – Россия,
Российская Федерация.
Что такое Родина?

3

Наша Родина: от края и
до края. Символы
России

4

Народы России. Народов
дружная семья

5

Путешествие по
родному краю

6

Отражение в предметах
декоративного искусства
природных условий
жизни и традиций
народов РФ

7

Столица России ‒
Москва.
Достопримечательности
Москвы

8

Что такое окружающий
мир? Что природа даёт
человеку?

9

Объекты живой
природы. Сравнение
объектов неживой и
живой природы:
выделение различий

10

Дикорастущие и
культурные растения

Всего

1

1

П/рабо
ты

Дата
изучения

03.09

05.09

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

10.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

12.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

17.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

1
19.09

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

24.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

26.09

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

01.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

03.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject

1

1

вокруг нас. Сходство и
различия дикорастущих
и культурных растений

11

Явления и объекты
неживой природы

12

Природа и человек.
Природные материалы и
изделия из них. Наше
творчество

13

Что мы знаем о
растениях? Что общего у
разных растений?

14

Части растения.
Название, краткая
характеристика значения
для жизни растения

15

Комнатные растения.
Растения в твоём доме:
краткое описание

/43/1/

08.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

10.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

15.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

17.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

22.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

1

1

1
1

16

Как мы ухаживаем за
растениями
(практическая работа)

17(2
чч

Разнообразие растений:
узнавание, называние,
краткое описание

18

Особенности
лиственных растений:
узнавание, краткое
описание. Лиственные
растения нашего края

19

Особенности хвойных
растений: узнавание,
краткое описание.
Хвойные растения
нашего края

20

Мир животных:
насекомые (узнавание,
называние). Главная
особенность этой

1

1

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/piWC
24.10

05.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

07.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

12.11

1

14.11

1

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

группы животных

21

Насекомые: сравнение,
краткое описание
внешнего вида

22

Какие звери живут в
морях и океанах?
Морские звери:
узнавание, называние,
краткое описание

23

Мир животных: рыбы
пресных и солёных
водоёмов (сравнение,
краткое описание)

24

Мир животных: птицы
(узнавание, называние).
Главная особенность
этой группы животных

25

Где обитают птицы, чем
они питаются. Птицы:
сравнение места
обитания, способа
питания

26

Мир животных: звери
(узнавание, называние,
сравнение, краткое
описание)

27

Мир животных: чем
похожи все звери:
главная особенность
этой группы животных.
Забота зверей о своих
детёнышах

28

29

Знакомься: электронные
ресурсы школы

Ты – пешеход!

19.11

1

21.11

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

26.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

28.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

03.12

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

05.12

10.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

12.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

17.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

19.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

24.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE

1

1

30

Знаки дорожного
движения

1

31

Родной край – малая
Родина. Первоначальные

1

сведения о родном крае:
название. Моя малая
родина

32

Культурные объекты
родного края

33(3
ЧЧ

Домашние и дикие
животные. Различия в
условиях жизни

34

Резервный урок.
Повторение изученного
по разделу "Человек и
общество"

35

Семья – коллектив.
Права и обязанности
членов семьи

https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

26.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

14.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

16.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

21.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

23.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

36

Значение природы в
жизни людей

37

Бытовые электрические
и газовые приборы:
правила безопасного
использования.
Поведение в
экстремальных
ситуациях. Номера
телефонов экстренных
служб

38

Наблюдение за погодой.
Анализ результатов
наблюдений

39

Что такое термометр.
Измерение температуры
воздуха и воды как
способы определения
состояния погоды

40

Практические занятия:
измерение температуры
воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на
улице)

1

41

Резервный урок. Откуда

1

1

28.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

30.01

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

04.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

06.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/piWC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

https://606.su/y4dC

в снежках грязь?

42

Как живут растения?

43

Многообразие мира
животных. Какие
животные живут в
нашем регионе?

44

Времена года:
наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира осенью

45

Резервный урок. Откуда
берётся и куда девается
мусор?

46

Классный коллектив.
Мои друзья –
одноклассники. Правила
совместной
деятельности

47

Учебный класс. Рабочее
место школьника.
Режим учебного труда,
отдыха

48

Времена года:
наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира зимой

49

Мир животных. Где
живут белые медведи?

50

Мир животных. Где
живут слоны?

51

Мир животных.
Перелётные и зимующие
птицы. Где зимуют
птицы?

52

Декоративное

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

11.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

13.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

25.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

27.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

04.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

06.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

11.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

13.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

18.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

20.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

24.03

1

1

1

1

1

1

1

1

1

https://606.su/y4dC

творчество народов,
которое воплотилось в
одежде, предметах быта,
игрушках

53

Труд людей родного
края

54(4
чч

Семейные поколения.
Моя семья в прошлом и
настоящем

55

Резервный урок.
Повторение изученного
по разделу "Человек и
природа"

56

Мир животных. Почему
мы любим кошек и
собак?

57

Прогулки на природе.
Правила поведения в
природе

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

1

1

1

27.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

08.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

10.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

15.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

17.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

22.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

24.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

29.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

58

Зачем нужна
вежливость?

59

Режим дня
первоклассника.
Правильное сочетание
труда и отдыха в режиме
первоклассника

60

Правила здорового
питания. Состав пищи,
обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7
лет. Правила поведения
за столом

61

Предметы личной
гигиены. Закаливание
организма солнцем,
воздухом, водой.
Условия и правила
закаливания

1

06.05

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

62

Времена года:
наблюдения за

1

08.05

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE

1

1

1

особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира весной

63

Резервный урок. Зачем
люди осваивают космос?

64

Труд и быт людей в
разные времена года

65

Кто заботится о
домашних животных
Профессии людей,
которые заботятся о
животных. Мои
домашние питомцы

66

Резервный урок.
Повторение изученного
в 1 классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

1

1

1

13.05

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

15.05

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

20.05

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

22.05

1

66

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject
/43/1/

2

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего
образования
Человек и общество
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени,

1

отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и
адрес своей школы
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,

2

соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе

3
4

воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
страны
приводить примеры культурных объектов родного края,

школьных традиций и праздников, традиций и ценностей
своей семьи, профессий
Человек и природа
различать объекты живой и неживой природы, объекты,
5

созданные

человеком,

и

природные

материалы,

части

растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)
описывать

на

основе

опорных

слов

наиболее

распространённые в родном крае дикорастущие и культурные
6

растения, диких и домашних животных; сезонные явления в
разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять
их наиболее существенные признаки

7

применять правила ухода за комнатными растениями и
домашними животными
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за

8

сезонными

изменениями

в

природе

своей

местности),

измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха) и опыты под руководством учителя
9

использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе
оценивать

10

ситуации,

раскрывающие

положительное

и

негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в
общественных местах
Правила безопасной жизнедеятельности

11
12
13

соблюдать

правила

безопасности

на

учебном

месте

обучающегося; во время наблюдений и опытов;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать

правила

безопасного

поведения

пешехода;

соблюдать правила безопасного поведения в природе
безопасно

пользоваться

бытовыми

электроприборами;

соблюдать правила использования электронных средств,
14

оснащенных

экраном;

родителей)

пользоваться

электронными
ресурсами.

с

помощью

взрослых

электронным

образовательными

и

(учителя,

дневником

и

информационными

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1 КЛАСС
Код
1
1.1

1.2
1.3

Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и

1.4

учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте

1.5
1.6
1.7
1.8

1.9
1.10
2

Режим труда и отдыха
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Домашний адрес
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме
Человек и природа

2.1
2.2

2.3
2.4
2.5

Природа ‒ среда обитания человека. Неживая и живая природа
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру
Сезонные изменения в природе
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и
безопасного поведения в природе
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,

2.6

называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения

2.7
2.8

Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
Комнатные растения, правила содержания и ухода
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,

2.9

рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях
жизни). Забота о домашних питомцах

3
3.1

3.2

3.3

Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены
Правила

безопасности

в

быту:

пользование

бытовыми

электроприборами, газовыми плитами
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные

3.4

ресурсы

школы)

в

условиях

контролируемого

информационно-телекоммуникационную сеть Интернет

доступа

в

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Окружающий мир : 1-й класс : методические рекоменда-ции :
учебное пособие / Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. — 4-е изд.,
перераб. — Москва : Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента
https://lib.myschool.edu.ru
Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения
детей

https://uchi.ru
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».