Рабочая программа окружающий мир 4а

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий
мир» (предметная область «Обществознание и естествознание»
(«Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему
миру, окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы, тематическое
планирование,
поурочное
планирование,
перечень
(кодификатор)
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования и
элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП
НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную
и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-

исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка /к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира,
‒ 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС
Человек и общество.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая
характеристика
родного
края,
важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа.
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные
спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных
знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации,
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;

конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной
зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных
формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного
использования
электронных
образовательных
и
информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях
контролируемого выхода);
подготавливать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости,
доброты, справедливости и других;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых
цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
Российской Федерации»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать
процесс
и
результат
выполнения
задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина
– следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также
в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд
и его результаты и другие);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию:
схему, таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;

фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства
своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов
наблюдений
и
опытной
работы,
подкреплять
их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять
и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать
их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию
России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей
веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя
их существенные признаки, в том числе государственную символику России
и своего региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного

оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем
мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности,
причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия
в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате и других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
1.2

1.3

Наша родина Российская
Федерация

История Отечества.
«Лента времени» и
историческая карта

Человек - творец
культурных
ценностей.
Всемирное
культурное наследие

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

10

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

17

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

6

https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

2.2

Методы познания
окружающей
природы. Солнечная
система
Формы земной
поверхности.
Водоемы и их
разнообразие

5

9

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

2.3

2.4

Природные зоны
России: общее
представление,
основные природные
зоны
Природные и
культурные объекты
Всемирного
наследия.
Экологические
проблемы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f412850

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

3.2

Здоровый образ
жизни:
профилактика
вредных привычек

Безопасность в
городе. Безопасность
в сети "Интернет"

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

7

4

69

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Как человек изучает окружающую
природу?

1

03.09

2

Солнце – звезда

1

04.09

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

10.09

4

5

6
7
8
9

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времён года
Историческое время. Что такое
«лента времени»?

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы
Всемирное культурное наследие
России

Природные и культурные объекты

1

1

11.09

1

1

17.09

1

18.09

1

24.09

1

25.09

1

01.10

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК

Всемирного наследия в России

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

https://m.edsoo.ru/f841580c

1

02.10

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

08.10
09.10

13

Охрана историко-культурного
наследия

1
1

15.10

14

О вредных для здоровья привычках

1

16.10

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

22.10

1

23.10

1

05.11

1

06.11

1

12.11

1

13.11

10
11
12

16
17
18

19

20

Всемирное культурное наследие

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416b58

место нахождения на карте)
21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоёмов в
России

1

19.11

22

Река как водный поток

1

20.11

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

26.11

1

27.11

1

03.12

1

04.12

1

10.12

1

11.12

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

17.12

Использование рек и водоёмов

1
1

18.12

24
25
26
27
28
29
30
31

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне
Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне

Водоёмы и реки родного края

24.12

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417526

человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоёмов
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

Резервный урок. Повторение по теме
«Формы земной поверхности и
водоёмы»
Резервный урок. Повторение по теме
«Природные зоны»
Человек – творец культурных
ценностей

1

25.12

1

14.01

1

1

15.01

1

1

21.01

1

22.01

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

28.01

Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня

1

29.01

1

04.02

1

05.02

1

11.02

1

12.02

1

18.02

Резервный урок. Новое время

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
Города России. Древние города
России. Страницы истории
Государство Русь. Человек –
защитник своего Отечества

Московское государство. Страницы

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8419894

общественной и культурной жизни в
Московском государстве
Образование и культура в
Московском государстве

1

19.02

1

25.02

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

26.02

47

Образование в Российской империи

1

04.03

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

1

05.03

1

11.03

50

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей

1

12.03

51

Страницы истории России ХХ века

1

18.03

52

Великая Отечественная война 19411945 гг.: как все начиналось

1

19.03

1

25.03

1

26.03

44
45

49

53
54

Страницы истории Российской
империи. Пётр I

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века

Великая Отечественная война 19411945 гг.: главные сражения
Всё для фронта – всё для победы

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

08.04

56

Мы живём в Российской Федерации

1

09.04

57

Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

15.04

1

16.04

1

22.04

1

23.04

58
59
60

Родной край. Знаменитые люди
родного края
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка

61

Резервный урок. Повторение по теме
«История Отечества» /
Всероссийская проверочная работа

1

62

Государственные праздники России

1

30.04

63

Праздник в жизни общества и
человека

1

06.05

1

07.05

1

13.05

64
65

Праздники и памятные даты своего
региона
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края

1

https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841d336

29.04

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841dc50

66
67
68

Наша малая Родина: главный город
Города России. Города-герои.
Страницы истории
Повторение "Оценим свои
достижения"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

14.05

1

20.05

1

1

68

4

21.05

2

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС
Код

проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной

образовательной программы начального общего образования

Код

проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной

образовательной программы начального общего образования
Человек и общество

1
2

знать

основные

права

Федерации

и

обязанности

гражданина

Российской

соотносить изученные исторические события и исторических деятелей
веками и периодами истории России

рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
3

событиях

истории

России,

наиболее

известных

российских

исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края

4
5
6
7
8

9

показывать на исторической карте места изученных исторических
событий

находить место изученных событий на «ленте времени»
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России
соблюдать правила нравственного поведения в социуме
описывать

на

основе

предложенного

символику России и своего региона

плана

государственную

использовать различные источники информации об обществе для

поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать по
заданному плану собственные развёрнутые высказывания
Человек и природа

10

распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы

по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире
11
12

13

14

15

называть

наиболее

значимые

природные

объекты

наследия в России и за рубежом (в пределах изученного)

Всемирного

описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки

группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно

выбирая

простейшие классификации

признак

для

группировки;

проводить

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств

показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России)

проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану
16

или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с

объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования

и

безопасного труда

измерительных

приборов,

следуя

правилам

использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
17

простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон)

18
19
20

называть экологические проблемы и определять пути их решения
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе

использовать различные источники информации о природе для поиска
и извлечения информации, ответов на вопросы
Правила безопасной жизнедеятельности

21
22

соблюдать правила нравственного поведения на природе
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека

соблюдать

правила

безопасного

поведения

при

использовании

объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
23

театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать

правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и
других средствах индивидуальной мобильности

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
4 КЛАСС
Код

1

1.1
1.2
1.3
1.4

1.5

1.6
1.7
1.8
1.9

Проверяемый элемент содержания
Человек и общество

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности

гражданина

Российской

Российской Федерации – глава государства
Политико-административная карта России
Общая

характеристика

родного

Федерации.

Президент

края,

важнейшие

достопримечательности, знаменитые соотечественники

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности,

история

и

исторических событий, связанных с ним

характеристика

отдельных

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности
и
упрочения
духовных
связей
между
соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День народного единства, День Конституции. Праздники
и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
1.10

в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.

Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего

края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края

1.11
2
2.1

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям

независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности

Человек и природа

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений

Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
2.2

живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён года

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте)

Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений)
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на
основе наблюдений)
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия
в России и за рубежом (2 – 3 объекта)

Природные зоны России: общее представление, основные природные
2.8

зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы). Связи в природных зонах

2.9
2.10
3

3.1
3.2

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира

Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная
книга (отдельные примеры)

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек
Безопасность

в

городе

(планирование

маршрутов

с

учётом

транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения

в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры)

Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных
3.3

знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования
мобильности

самоката

и

других

средств

индивидуальной

Безопасность в сети Интернет (поиск достоверной информации,
3.4

опознавание государственных образовательных ресурсов и детских

развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
сеть Интернет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
О
‌ кружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»​​

​
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир : 4 -й класс : методические рекоменда-ции :
учебное пособие / Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. — 4-е изд.,
перераб. — Москва : Просвещение.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента
https://lib.myschool.edu.ru
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru
​Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения
детей

https://uchi.ru

Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/
Образовательный сайт 100балльник
https://100ballnik.com/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».